Отечественных инженеров и дизайнеров часто упрекают в том, что они де не могли придумать ничего путного и отродясь не создавали шедевров. Могу с полной уверенностью заявить — это не так.
Да, отсутствие средств и возможностей работать всегда было камнем преткновения для творцов, но тем не менее люди придумывали что-то новое. И пусть главный, хоть и негласный лозунг социалистической экономики: зачем придумывать и так купят, действовал безотказно, тем не менее проекты и очень интересные появлялись. Сегодняшние правители очень любят сравнивать ситуацию в современной России с «лихими девяностыми». Термин то какой придумали, хотя сами же из них и вышли. Впрочем я сегодня не об этом.
Давайте отравимся в Париж на Международный автосалон проходивший осенью 1998 года. Причем посетим с вами стенд отечественного бренда LADA, у которого действительно яблоку было негде упасть. Это был концепт-кар с именем RAPAN. Нужно заметить, что после распада СССР не самые выдающиеся позиции Тольяттинского гиганта в Старом свете стали вообще сходить на нет. Никто не хотел покупать морально устаревшие модели. Количество дилеров стремительно сокращалось и нужно было хоть как-то привлечь к себе внимание. И ВАЗовцам это удалось. Об Илоне Маске никто и не слышал, электромобили были чем-то из области фантастики.
А тут полностью электрический концепт-кар из России. Да еще и такой необычной формы. Небольшая лобастая машина с огромной площадью остекления была не макетом, а действующим экземпляром. Базой послужил хорошо всем известный автомобиль ОКА. Базу уложили никель-кадмиевые батареи. Из-за этого центр тяжести был снижен, а значит и машина должна была обладать отменной управляемостью. Да, в отличие от современных литий-ионных батарей эти источники питания обладали меньшей емкостью и были чрезвычайно тяжелыми, но даже при весе в 1500 тонны этот городской автомобиль мог развить скорость 90 километров в час.
На экстерьером и интерьером работали два художника за кузов отвечал Владимир Плешанов, за салон Валентина Новикова. Может быть поэтому внутренне убранство было сродни космическому кораблю. Смотрите, на ступицу руля, то есть на центральную его часть она вывела все приборы, обдув огромного лобового стела доверила массе небольших «кругляшных» сопел. Кстати сам руль поднимался вверх, что бы облегчить водителю процесс выхода из салона. И да, передние кресла можно было крутить на 360 градусов. Кстати у завода денег почти не было, именно поэтому вместо магнитолы установили пластмассовую заглушку на ее место.
Что касается кузова, то Владимир Плешанов создавал его под влиянием модного тогда био-дизайна. Небольшой выпирающий нос RAPAN был увенчан раскосыми фарами головного света. Далее следовало выпуклое лобовое стекло переходящее в крышу, которая в свою очередь так же плавно опускалась к кормовой части. Двери были эллипсоидной формы и именно благодаря их внушающим размерам попасть за задний диван пассажирам второго ряда было просто. Машина вышла заметной и главное очень яркой. Увы, кроме «wow» эффекта она ничего не произвела. Все говорили о том, что вот «русские» молодцы. Что они смогли удивить мир. Увы, последовавший в 1998 году кризис в стране перечеркнул все надежды инженеров и дизайнеров из Тольятти. К счастью RAPAN не сгинул в этом водовороте событий и сегодня он находится в музее Опытно промышленного производства.
Как видите даже в условиях ограниченности средств и возможностей отечественные инженеры и дизайнеры могли создать что-то необычное и главное новое. Увы концепт опередил свое время и никого, даже в нашей стране не заинтересовал. А жаль, глядишь при попадании в нужную почву он бы создал предпосылки для целого класса электромобилей.