10 октября президент России Владимир Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта (НСДАИ) на период до 2030 года.
Во время обнародования новой стратегии Путин отметил, что «мировой рынок товаров с использованием искусственного интеллекта почти вырастет в 17 раз к 2024 году, примерно до 500 миллиардов долларов».
Чтобы максимально использовать эти глобальные тенденции, лидер Кремля призвал к «партнерству крупных компаний с государством для продвижения науки и технологий» в целях интеграции технологий, связанных с ИИ, в различные сферы российской экономики.
Наиболее отличительной чертой этих заказов было активное участие крупных российских корпораций, в том числе Газпром нефти, Сбербанка, Росатома, Ростеха, Ростелекома и РЖД, что делает эти организации ответственными за весь процесс реализации. Вторым важным элементом было создание национальной программы «Цифровая экономика » - федерального проекта, полностью финансируемого из государственного бюджета, который будет конкретно связан с практической реализацией широкого спектра инициатив, связанных с ИИ.
Во-первых, в документе представлено официально признанное в России определение ИИ как «набора технологических решений, позволяющих моделировать когнитивные функции человека, а также получать результаты при выполнении конкретных задач, которые по крайней мере сопоставимы с результатами человеческой интеллектуальной деятельности. Этот набор технологических решений должен состоять из информационно-коммуникационной инфраструктуры, программного обеспечения процедур и услуг по обработке данных». Несмотря на явную ссылку на использование ИИ, НСДАИ также демонстративно упоминает «промежуточные области», где ИИ может быть использован: в частности к ним относятся «робототехника и управление беспилотным транспортным средством» - элементы, которые были испытаны Россией в Сирии.
Во-вторых, в документе подчеркивается стратегическая важность ИИ как предпосылки для вхождения России в группу мировых экономических лидеров, а также технологическая независимость и конкурентоспособность страны. Важно отметить, что «неадекватное развитие [ИИ]… приведет к углублению экономического и технологического отставания».
В-третьих, несмотря на тот факт, что Россия в настоящее время не считается главным лидером в области ИИ, в документе выражается высокая уверенность в способности России преодолеть существующий разрыв и догнать более технологически развитые страны. В частности, в нем говорится, что у России есть потенциал «стать международным лидером в разработке и использовании технологий искусственного интеллекта», что основано на обеих исторических традициях (включая значительный опыт подготовки кадров по программированию, математике, физике и фактические достижения (Россия по-прежнему занимает много ведущих позиций в области научных исследований).
Выраженный оптимизм НСДАИ разделяют многие ведущие российские эксперты в области информационных технологий (ИТ), а также эксперты и практики ИИ. По утверждению президента Лиги цифровой экономики Сергея Шилова, Россия обладает значительным потенциалом в сфере ИИ и ИТ. Но, тем не менее, эксперт предупредил, что одна из ключевых проблем, стоящих перед Россией в этой области, связана с сохранением квалифицированных, мотивированных и талантливых молодых специалистов. Между прочим, президент Путин повторил эти же опасения за несколько месяцев до официального принятия новой стратегии развития ИИ. В мае он заявил, что Россия должна иметь возможность создавать привлекательные условия как для отечественных, так и для иностранных (с помощью экономических стимулов и упрощенных правовых процедур) первоклассных экспертов в области машинного интеллекта. А до этого в своем февральском обращении к Совету Федерации (верхней палате российского парламента) он заявил, что к концу 2021 года «все школы в России должны получить доступ к высокоскоростному Интернету», что повысить уровень киберграмотности среди молодых россиян, тем самым создавая благодатную почву для расширения пула потенциальных специалистов по ИИ / ИТ. Подобная (но методологически более продвинутая) стратегия должна быть реализована в российских высших учебных заведениях, включая Московский авиационный институт (МАИ), Московский политехнический университет, Высшую школу экономики, Национальный исследовательский технологический университет и Национальный исследовательский ядерный институт. А именно, начиная с 2021 года, некоторые российские университеты начнут внедрять ИИ в широком спектре областей. По словам российских чиновников, инициативу могут поддержать более 100 российских вузов.
Стоит также упомянуть, что введение NSDAI вызвало волну интереса к Китаю. Жэньминь жибао признал , что Россия имеет видимый потенциал в области искусственного интеллекта. Его «превосходные человеческие ресурсы и методы обучения математике и физике», а также «обширный доступ к мобильным сетям и Интернет и полноценная система подготовки в области ИТ» могут вывести Россию на вершину AI-исследование предшественников. Кроме того, китайские СМИ признают, что среди молодых россиян специализации, связанные с ИТ и ИИ, занимают первое и второе места соответственно с точки зрения выбора будущей профессии.
Хотя в настоящее время Россия не является бесспорным лидером в разработке и внедрении искусственного интеллекта, введение Россией национальной стратегии развития ИИ - в сочетании с некоторыми другими недавними изменениями в этой области - означает, что серьезная перестановка в этой области может быть в ближайшем будущем Между тем, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, жесткий государственный контроль над областью ИИ может стать конкурентным преимуществом для России в борьбе за мировое лидерство ИИ.