Во время своего обращения к нации, Владимир Путин сделал ряд тезисов, главным смыслом которых является борьба с COVID-19. Однако для некоторых из них COVID-19 является лишь удобной причиной для реализации того, что не удавалось сделать в предыдущие годы. Но обо всем по порядку.
Разумеется, у всех возникнет справедливый вопрос: почему Президент не занимался данным вопросам раньше, повторяя лишь на словах необходимость деофшоризации экономики.
Для ответа на этот вопрос следует заметить, что офшоры не являются нелегальным инструментом вывода и хранения денег. Они разрешены по всему миру, и любой бизнесмен не только из России, но и из Англии, Франции, США или Китая может абсолютно законно отправить деньги на Кипр или же какие-нибудь острова. Мало кто знает, но, например, Гугл и Фейсбук зарегистрированы не в США, а в офшорной зоне Ирландии.
Поэтому с правовой точки зрения препятствовать выводу денег из страны до настоящего момента не представлялось возможным. Причем, в Китае есть похожая проблема, и Пекин не может разработать никаких механизмов для прекращения вывода денег китайскими бизнесменами.
Россия, как и все страны мира, связана огромным количеством межгосударственных договоров, в числе которых есть и соглашения о свободном перемещении капитала. Если мы законодательно запрещаем вывод денег из страны, то какая-нибудь Германия в ответ может запретить импорт российской нефти и газа. Конечно, такой вариант кажется фантастическим, и без наших углеводородов немцы в любом случае не обойдутся, но данную ситуацию я привел именно в качестве наиболее понятного примера.
Однако ситуация с COVID-19 уже изменила в мировой экономике и политике многое. Государства начали предпринимать шаги, которые на бумаге противоречат базовым законам. Например, ограничение передвижения по улицам, запрет на въезд в страну, национализация частных больниц. С учетом развивающейся ситуации, эти меры кажутся адекватными и оспаривать их законность не приходит в голову никому.
Тоже самое касается и экономики. Под вышеобозначенным предлогом у Путина появился карт-бланш на любые действия. И в первую очередь Президент занялся офшорами. Якобы для восполнения бюджетных потерь Путин предложил ввести налог на вывод дивидендов за рубеж в размере 15%. Для начала посмотрим, каков был отток капитала за предыдущие годы:
За 2018 год из страны было выведено 60 млрд.$, за 2019 - 27 млрд. долларов. В принципе, эти суммы не являются слишком большими.
27 млрд.$ за 2019 г. это 1.7 трлн. рублей по старому курсу или же всего лишь 1.6% ВВП России. Если бы налог был введен год назад, то бюджет получил бы в районе 255 млрд. рублей. В государственном масштабе сумму нельзя назвать огромной. Однако суть заключается не в том, чтобы обложить данные цифры налогом и получить дополнительный доход, а в том, чтобы оставить деньги в России. Но вы спросите: для чего?
Если при выводе средств за рубеж человек теряет автоматически 15%, то делать ему это становится невыгодно. Никакие низкие налоговые ставки в офшорах не покроют убытка от вывода. Соответственно, деньги придется хранить в России. Для этого существует два способа: банк и инвестиции.
В первом случае бизнесмен получает небольшую процентную ставку, которая максимум на 2-3% превышает инфляцию. Особой прибыли нет. Но, как известно, деньги должны работать и проносить прибыль.
Соответственно, у бизнесмена не остается никаких других вариантов кроме того, как реинвестировать данные суммы в экономику страны: либо напрямую в конкретные проекты, либо через фондовую биржу.
Исходя из этого, государство получает значимый приток дополнительных инвестиций, столь необходимых российской экономике. Деньги начинают работать внутри страны. Даже если бизнесмен решит отказаться от инвестиций и оставить финансы на счету в банке, этот самый банк путем кредитования экономики все равно инвестирует в нее деньги.
Главный момент заключается в том, чтобы Путин по окончании всей этой истории смог сохранить принятые меры. А давление на Президента будет оказываться огромное.