Гиперзвуковые скорости давно пленили умы учёных, поэтому ведущие инженеры СССР ещё в 80-х годах прошлого века приняли участие в разработке проекта Аякс - гиперзвукового воздушно-космического самолёта с плазменным двигателем.
Главная идея проекта Аякс была заложена Владимиром Львовичем Фрайштадтом, который плодотворно трудился в НИП Гиперзвуковых Систем. Он предложил использовать энергию раскаляющегося корпуса летательного аппарата, тем самым увеличивая КПД.
Таким образом была разработана обшивка состоящая из двух контуров, между ними помещался термохимический реактор. После того как самолёт разогнался и обшивка достаточно разогрелась, в реактор нагнетают углеводородное топливо. Также в топливо подмешивается вода, в итоге смесь распадается на свободный водород и олефин. А водород в свою очередь используется в магнитоплазмохимическом двигателе, а также для обогащения основного топлива - керосина в ПВРД.
Подобная схема использования температуры нагрева позволяла существенно увеличить скорость летательного аппарата и должна была сделать самолёт Аякс самым быстрым в мире летательным аппаратом. ТТХ самолёта Аякс: максимальная скорость - 16500 км/ч, практическая дальность полёта - 12000 км, максимальная взлётная масса - 200 тонн, при этом топливо весит - 105 тонн.
Проект был настолько революционным, что только в 1993 году проект Аякс получил положительную оценку, как проект реальный для исполнения, а не научнофантастический летательный аппарат. Но в стране пришли сложные времена и заниматься столь сложным и революционным проектом стало невозможно, поэтому все разработки по этому направлению были остановлены. Работы были возобновлены лишь в 2001 году, при этом проект был восстановлен в сотрудничестве с Китаем.
Но такой шаг более похож не на возможность создать уникальный образец военной техники, сколько на то, чтобы освоить международные инвестиции, поделившись при этом технологиями. К сожалению, до разработки реального прототипа в металле дело так и не дошло. Возможно, Китай заинтересовал именно двигатель, который был достаточно хорошо описан и проработан.